Перевод статьи, размещенный на сайте http://www.ekisuikan.com. Вакаура Дзиро.

Из моей головы долгое время не могло исчезнуть огорчение патриарха, которое он продемонстрировал в одном додзё в 1975 году после раскола федерации Дзэнниппон-иайдо-рэммэй.

«В то время нужно было исправить приемы «ката», объединить их и включить в федерацию. Было бы все равно кто будет председателем, кто осуществит захват. Смотрел различные мусодзикидэн, но не видел такого превосходного иай как Сэйтоха. Подобных красивых иай больше нет.»

В 1954 году, когда 20-й патриарх Коно Хякурэн создавал федерацию Дзэнниппон-иайдо рэммэй со всех концов Японии, было непрекращающееся число желающих поступить в федерацию. «Тогда нужно было исправлять все приемы ката боковой линии Мусодзикидэн и их включить в федерацию, но не удалось. Какой замечательный иай Сэйтоха! Жаль, что ради следующего поколения не смог сделать объединение.», – это слова 20-го патриарха, которые были произнесены в додзё.

Большая неудача учителя Коно Хякурэн заключалась в том, что он опирался только на количество. Объединение приемов ката Мусодзикидэн навсегда станет невозможным. Приемы ката Сэйтосэйдэн и приемы ката боковой линии никогда не смогут объединиться.

Более того, и существует Синдэнрю, которая основала другие приемы ката в эпоху Сёва. Также многие называли себя патриархами, поэтому существует опасение, что невозможно оставить приемы ката Сэйтосэйдэн-иай для будущих поколений. Сегодня каждый человек самовольно меняет понимание техники и приемы ката. Говорят, что это старая школа иай, ученики путают понимание, им промывают мозги, но когда ученики сами замечают, то уже становится поздно, назад невозможно вернуться. Ложь привлекает другую ложь. Над ними насмехаются, что их техника Иайхёхо как клон. И включили Сэйтосэйдэн-иай в тот же ряд клонов.

Можно сказать, что человеку повезло, если он попал в Сэйтосэйдэн- иай. Те, кому не очень повезло, много лет не замечают, что их втянули в подделку иай. Когда они встретили Сэйтосэйдэн, уже поздно. Они не имеют смелости переключиться. Смелые люди встречаются крайне редко.

К счастью, в додзё Экисуйкан настойчиво сохраняют приемы ката иай, которые были до раскола федерации Дзэнниппон-иайдо-рэммэй в 1975 году.

Немного объясню разницу между приемами ката Сэйтосэйдэн-иай и боковыми линиями.

Во время сэйдза колени закрыты – это для защиты паха. Также большие пальцы ног не лежат один на другом – это для того, чтобы не задерживаться перед врагом при подъеме.

Во время яэгаки не подниматься. После горизонтального удара глаза не поднимаются, но делается шаг вперед. При этом не подниматься. Если подняться, то не успеешь за движением врага.

Во время укэнагаси. Укэнагаси против врага, который стоит перед лицом. Не переносить тяжесть тела на правую ногу сзади и не поднимать пятку левой ноги. Оставляя тяжесть тела на левой ноге спереди, поднять пятку левой ноги, решать «стену». Боковая линия иай делает не укэнагаси, а сакэнагаси (уклонение), т.е. переносит тяжесть тела на правую ногу и поднимает пятку левой ноги. Получается спокойное укэнагаси. Смешные укэнагаси. Школа Синдэнрю особенно уродлива и смешна. Укэнагаси под углом 45 градусов – это толкование техники в секретной книге боковой линии Тоса-Синдэнрю.

Кайсяку должно быть так, что буси совершает харакири. Боковая линия школы Синдэнрю их кайсяку исполняют, когда отрубают голову преступнику. Вытаскивают меч, чтобы преступник не видел клинка. Когда поднимают меч к плечу – это движение, как-будто крестьянин поднимает мотыгу. Их исполнение тибури – это иай для землекопа.

Оикадзэ – догонять врага сзади. В боковых линиях и Синдэнрю правая рука плотно прижимается к правой стороне поясницы, приближаться тихо, незаметно и боковой удар – это трудно называть оикадзэ. Когда догоняет, если рукоятка и гарда будут налево, они могут соприкоснуться с препятствиями и не смогут догнать врага. В школе Сэйто кончик рукоятки находится на линии центра и преследуют мелкими быстрыми шагами. Нельзя забывать о покое, изменении и быстроте.

Плохие привычки Синдэнрю – это когда они держат меч как бейсболист и опираются на правую руку и минэ меча касается спины. Когда неподвижен, то можно сркывать, но когда раз двинется, то сразу обнаруживаются такие плохие привычки кэндоиста. Когда рубят вертикально двумя руками, а на самом деле правой рукой – такая привычка неисправляема на всю жизнь. (При тамэсигири такая плохая привычка приведет к искажению клинка и отколу.)

- Специальный репортаж из додзё

(1) Один мужчина появился в штаб квартире в Яэсу. Он говорит, что раньше тренировал Иай, именно «иай Сэйтоха». Я услышал это и попросил показать мне прием кайсяку. Этот человек продемонстрировал прием кайсяку. Я удивился тому, что кайсяку был превосходным. «Словно землекоп носит кирку на спине и стоит прямо в грозной позе. Я сказал: это же боковая линия! Безобразие! Вы как будто землекоп! На спине носите кирку.» Ложь этого человека обнаружилась, он был смущен и неохотно показал визитную карточку. Я предлагал ему прийти в додзё, чтобы сделать исправление на Сэйтосэйдэн, унаследовавший элегантный высокий стиль. Человек удивился и попросил показать ему кайсяку Сэйтосэйдэн. Я ответил: «Приходите в додзё. Я вам покажу.» Этот подозрительный человек больше не появился. Он приходил, чтобы украсть технику.

(2) Другой день. Один человек среднего возраста и один молодой парень вдвоем пришли в начальную школу в районе Куромон. Молодой парень, сказал, что их приемы совершенно отличаются от наших приемов ката. Он поразился и ему понравилась техника Сэйтоха. Он покинул зал. Мужчина среднего возраста сказал: «Мы из организации Мусокай». У этих двоих особенность – они сужают глаза, как будто угрожая (тактика косоглазия). Это есть особенность боковой линии и школы Синдэнрю. В книге Мусаси «Пять колец» объясняется, что нужно смотреть как будто в даль на гору. Но как же они перепутали- перед глазами они напустили туман и сделали косоглазие. И это считают учением от Мусаси.

(3) Пожилой фехтовальщик школы Синдэнрю, который очаровался иай школы Сэйтосэйдэн, имея сомнение о загадке Синдэнрю, посетил мой додзё. В начале я задал вопрос о движении дзансин, но он ответил, что он не знает. Когда я объяснял цукаатэ и перекручивание цука по часовой стрелке во время ороси, то он понял. Для того, чтобы достигнуть и понять разницу между боковой линией и Сэйтосэйдэн, он потратил 20 лет. Этот пожилой человек не смог вступить в Сэйтосэйдэн, он пришел ко мне заново с другом фехтовальщиком. Однако, у него не было смелости. Он бросил право исправить свою ошибку, которое является добродетелью человека. Он — трагический фехтовальщик, который был захвачен духом основателя Синдэнрю Накаяма Хакудо и дух использовал его. Единственное, что его спасало – это благодаря тому, что он обращается с настоящим мечом, то он в свои 82 года совершенно не тупеет. Его здоровое прочное тело – это радость. Только это спасает фехтовальщика боковой линии.

(4) Появился один фехтовальщик зрелого возраста. Он сказал, что хочет видеть Сэйтосэйдэн иай, и если убедится, то вступит. Позже он вступил в Экисуйкан. Сразу после вступления, я, увидев его сёдэн и тюдэн, потребовал прекратить самовольный иай, который даже не стоит смотреть. Я спросил: «это синдэнрю или боковая линия?» Он ответил: боковая линия. Его нужно исправлять не с сёдэн, а с самой базы отоси. Возможно ли ожидать от него смелости изменить себя? Когда я видел его сёдэн, то удивился. Все ученики тоже удивились. Слишком жалким было зрелище. Чем он серьезнее, тем больше жалость. Даже не смог найти правило школы в его движениях не естественных не красивых приемах ката боковой линии, которые по фотографии не различишь. Движения дзансин отоси и прочее он совсем не понимает. У него не было возможности понять. Только в моем додзё он впервые узнал. Сколько лет сколько зим он потратил! Я надеюсь, что он будет бороться без всякой поддержки для приобретения сэйдэн. Но получится у этого фехтовальщика или нет?

Каждый раз, когда я вижу боковую линию иай, я считаю себя удачным, счастливым человеком, поскольку я встретился с сэйдэн и благодарен своему покойному учителю. Мой учитель хорошего происхождения, когда ему было 24 года, его специально назначили директором школы жандармерии в Манчжурии. Там он встретил день окончания войны. После войны как мастер, принявший профессиональное имя школы Кинкорю, где обучали игре на японском музыкальном инструменте сякухати, он играл в радиоэфире глубокой ночью. Также он крупный мастер по каллиграфии, оценили одно его произведение в 300 000 иен. Думаю, что у него была очень удачная жизнь. Когда впервые увидел своего мастера, я смотрел вдаль с таким чувством, как будто приблизиться к нему трудно. За его плечами дух и большая напряженность. Среди толпы одна точка, где дух и крайняя напряженность. Это зрелище напоминает о том, что в детстве, в зале физкультуры в городе Амагасаки я видел основателя и директора Сёриндзикэмпо г-на Со Досин. Совершенно одинаковый страх я чувствовал через этих двоих великих людей.

Мой учитель был человеком, который отрубал головы преступникам. «Прими свою смерть и умри», – говорил он. «Не сопротивляйся напрасно. На это невозможно смотреть». Учитель разъяснял осознание смерти и радости жизни. Поскольку мой учитель смотрел на человеческую жизнь проницательно, ему завидовали и отталкивали его. Внезапно его сняли с должности заместителя председателя Дзэнниппон-иайдо-рэммэй. Заранее никакого объяснения не было. С этого момента, как раскололся Ниппон-иайдокай, отверженные люди боковой линии Синдэнрю и боковой линии Мусодзикидэн, которые входят в Нихонкэндорэммэй, вносили историческую дискриминацию в сегодняшние дни с целью рассчитаться с исторической злобой. Они поднялись и начали промывание народа всей Японии с эффективным использованием СМИ. С 1976 года до сегодняшнего дня продолжается их интрига. Экисуйкан осуждает их, уведомляя народ Японии об огромной грязи будо, будзюцу Японии, которые были искажены. Я буду одним ударом пресекать организации, которые искажают историю и культуру нашей страны, их гигантское зло.