Хаяси Рокудаю Моримаса (9 патриарх Хаяси Мусодзикидэн Эйсин-рю Сэйдэн), отцом которого был Икэда Годзаэмон Масаёси, — пятый правитель провинции Тоса, первым правителем которой был Икэда Бунго. Воин Икэда Бунго служил у Итидзё Фусаиэ, сына Итидзё Норифуса (левого министра Кампаку военного правительства Муромати). Икэда Бунго сопровождал Итидзё Фусаиэ при эвакуации из Киото в провинцию Тоса во время войны. Левый министр Кампаку Итидзё Канэёси в последствии перебрался из Киото в Ямато.

 

Это произошло 2 года периода Буммэй (1470 год), в разгар Войны годов Онин. Икэда Бунго оставил своего сына Сукэгоро Масакацу (Икэда Хёбу Масакацу) в провинции Тоса, а сам вернулся в Киото, где шла война, для того, чтобы вернуть свои землевладения в районе Хёго, создав военную группировку, но был убит своими противниками из группировок Акамацу и Ямана.

 

Клан Итидзё был уничтожен из-за восстания своего вассала Тёсокабэ Мототика. Сукэгоро Масакацу, который служил Тёсокабэ. Тогда Гонкитиро Масахиса было всего 7 лет. После смерти своего отца Сукэгоро Масакацу бросил своё владение и стал ронином. А его сын Итиэ Масатомо прожил всю жизнь ронином.

 

Война годов Онин и Буммэй закончилась в 4 году периода Буммэй. Хосокава Кацумото и Ямана Содзэн умерли из-за болезни в 1474 году.

 

Асано Кадзума, который является отцом основателя иай Хаясидзаки Дзинсукэ, тоже эвакуировался из Киото в провинцию Дэва (сейчас префектура Ямагата). Кадзума, который владел этикетом сёгуната Асикага “Этикет Исэрю”, служил клану Могами. На Кадзума совершили покушение и он был убит из-за ревности к их старинному военному этикету. Дзинсукэ освоил иайдзюцу в синтоистском храме Татэока Хасидзаки. Он в совершенстве освоил “Отосигатана” и успешно отомстил за отца. Была ли это техника “Касуми”, не определено, но была создана техника “Кю-но-курай”. “Зимняя осакская кампания” завершилась, и смутные времена в Японии, которые длились 150 лет с момента периода Онин прошли.

 

Ронин провинции Тоса Икэда Годзаэмон пятого поколения клана Икеда отказался от фамилия Икэда и взял фамилию Хаяси, и стал называть себя Хаяси Годзаэмон Масаёси. Позже он стал главой кухни правителя Тоса, стал мастером старинного военного этикета Исэрю. Рискуя своей жизнью, он тайно пытался освоить Хаясидзаки Мусодзикидэн Эйсинрю военного правительства Токугава и передать эту школу в провинцию Тоса. Это, конечно, был тайный приказ правителя Тоса Ямагути Тадатоё. Это была тайная дипломатическая миссия, направленная на Эдо.

 

Кто именно предлагал третьему поколению правителя провинции Тоса Тадатоё призрачное боевое искусство Хаясидзаки Иай?  Клан Икэда владел целым рядом боевых искусств: стрельба из лука, искусства владения алебардой и мечом и др. (было 18 видов). Он освоил пять старинных приёмов школы Синкагэрю отнователя Камидхуми Исэноками Нобуцуна, также освоил владение двумя мечами стиля Миямото Мусаси. Кто это предлагал? Это был Икэда Годзаэмон Масаёси. Люди из клана Икэда жили у реки Симанто в провинции Тоса, место славилось богатой природой, поэтому также можно считать, что они владели искусством лечения травами. Благодаря этому вначале он служил на кухне третьего правителя Тоса. Это был примерно первый год периода Мандзи (1660 год). Он также проверял еду на наличие ядов.

 

В этот период Исэ Садахира из Киото служил Тогува Иэмицу своим старинным военным этикетом. Он получил дом в Эдо и официально стал Хатамото  (яп. 旗本, «под знамёнами») — самурай в прямом подчинении сёгуната Токугава в феодальной Японии). Хаяси Годзаэмон Масаёси стал учеником Исэ Садатакэ, который являлся сыном Исэ Садахира. Это было в 3 году периода Майдзи (1660 год). Можно предположить, что это организовал седьмой патриарх нашей школы Хасэгава Хидэнобу (Матабээ). Хидэнобу — самурай из провинции Сануки Икома, много лет служил в Эдо и овладел Хаясидзаки Иай под руководством шестого патриарха Банно Дан`уэномон Нобусада. Он попал в инцидент внутри клана Сануки Икома, который произошёл 1624 году, и стал ронином в возрасте 46 лет. Он остался в Эдо у шестого патриарха Банно Дан’уэномон Нобусада в качестве утидэси. В хрониках школы он отмечен тем, что в 1644 году в возрасте 51 год одержал победу в открытом поединке.

 

Думаю, что люди клана Икэда, которые все являлись ронинами, и Хасэгава Хидэнобу общались по поводу боевых искусств. Хиденобу пока не стал наследником шестого патриарха Банно Данъуэномон Нобусада, изобрёл технику “Тюдэн Ха-но-Курай” на основе техник “Цумэай” Хаясидзаки Иай. Восьмой патриарх Арай Сэйтецу Киёмори был ронином из провинции Синано. Эти два ронина думали, как сохранить Сэйдэн Хаяси Иайдзюцу, о чём просил в завещании основатель этого искусства Хаясидзаки.

 

Иайдзюцу в период великого мира — ненужная вещь. Хидэнобу откровенно поговорил с Хаяси Годзаэмон. Были намерения сохранить Хаясидзаки Иай, перенеся его тайно от сёгуната Токугава в провинцию Тоса. Годзаэмон был восхищён духом Хидэнобу и предложил это Тадатоё, правителю третьего поколения провинции Тоса.

 

Годзаэмон, получил одобрение от Тадатоё, но было условие: если этот факт обнаружится, то вся ответственность ляжет на Годзаэмон, тогда Годзаэмон отказался от своей фамилии и взял часть фамилии Хаясидзаки и стал Хаяси Годзаэмон.

 

Хаяси Годзаэмон, получив согласие от Хидэнобу и Арай Сэйтэцу Киёмори, отправился в Эдо, стал учеником Исэ и изучал старинный военный этикет Асикага, исток японской культуры. В тайне освоил Сэйдэн Хаясидзаки Иайдзюцу.

 

В 3 году периода Эмпо (1673 год) глава кухни провинции Тоса Хаяси Годзаэмон, прослужив 13 лет в Эдо правителю четвертого поколения, умер от утомления. В этот период он изобрёл 11 техник “Дзё-но-Курай” и ввёл этикет очищения и изгнание злых духов “Тибуруй”, взятый из этикета Исэ. Это закаляет кисть руки. Благодаря восьмому патриарху Арай Сэйтецу Киёмори, который также был ронином, правитель провинции Синано ввёл Мусодзикидэн Иай, Кэндзюцу и Бодзюцу. К счастью, архив боевых искусств, связанных с Исэ, хранится в муниципальной библиотеке префектуры Нагано, от куда и была получена данная информация. Патриарх этих боевых искусств оказался Исэ Садатакэ.

 

Хаяси Рокудаю Моримаса (шестое поколение) приняв наследство от своего отца, Годзаэмон Масаёси, в 3 году периода Эмпо (1975 год), стал мастером Исэрю. Он стал самураем с доходом в 180 коку. В 4 году периода Кёхо (1719 год) Хидэнобу умер в возрасте 118 лет. Хаяси Рокудаю Моримаса стал наследником восьмого патриарха и стал девятым патриархом. Он скрывал Хаясидзаки как мастер Хасегаварю Тоса Баттодзюцу. Долгие годы тайно сохранял Хаясидзаки, выдавая его за Хасэгаварю Тоса Баттодзюцу. Таким образом он осуществил мечту своего отца Годзаэмон и Хидэнобу.

 

После смерти Хидэнобу, Хаяси Рокудаю Моримаса прожил 13 лет и включил технику “Дзё-но-Курай” в Сёдэн. Умер в 1732 году 17 июля. Второй сын Хаяси Рокудаю Моримаса — Ёдаю умер из-за болезни, и Моримаса взял сына от мужа своей дочери, которого звали Юсудаю Масатомо, с намерением сделать его десятым патриархом. Третий приёмный сын, которого Хатидаю Масахиса, служивший шестому правителю, в 6 году периода Сётоку сошёл с ума и покончил с собой, сделав харакири. Но в архиве было указано, что он умер от болезни, и всё его имущество и доходы были возвращены правительству.

 

Редкостный мошенник Дзёхати Масанодзё (Ямакава Кюдзо Юкикацу) незаметно внедрился в резиденцию правителя Тоса в Эдо (сейчас Сунамати Котоку, Токио), выдавая себя за мастера Хасэгава Баттодзюцу, украл все письменные предания и секретные документы Хаясидзаки Иай, которые принадлежали клану Хаяси Тоса Баттодзюцу. Этот преступник поменял названия секретных материалов на Тоса Синдэнрю. Выдавая себя за двенадцатого патриарха, он буквально грабил всех учеников и говорил, что “Дзё-но-Курай” техник Сёдэн изобрёл Омори Рокудзаэмон, а также то, что он был наставником Кэндзюцу девятого патриарха Моримаса.

 

Облик мастера Накаяма Хакудо (15 поколение Синдэнрю) походит на Ямакава. Накаяма Хакудо пропагандировал, что он является основателем Мусосиндэнрю, поэтому были потеряны значения “Дзё, Ха, Кю”. Он — мусор японского Иай. В мире Иай таких людей, которых невозможно утилизировать, стало очень много. В Айкидо сегодня происходит то же самое, забывают корни, выдумки представляют за истину..

 

В последнее время на экранах телевизора дураки режут яйца, дайкон, помидоры. Думается, что владельцы овощных лавок сошли с ума. Эти грешники портят такие важные продукты.

 

Причина того, что японцам стыдно за японское Бусидо — федерация Кэндо. До войны организация Дайниппон Кёто Бутокукай старалась не попасть на призыв в армию, они старались не отправлять своих людей на войну заграницу, и пользовались привилегиями своего военного статуса. Бусидо, гордость японской культуры, было испорчено и унижено в угоду оккупационной политике.

 

У меня в голове появляется картина: “Студенты маршируют под дождём на стадионе при синтоистском храме Мэйдзи — это церемония отправки студентов на фронт”. Одновременно под предлогом сохранения Бусидо «мастера меча из федерации Кэндо» получают освобождение от военной службы.

 

Приближается Олимпиада. Я обращаюсь к японцам, которые забыли Бусидо. Игрушечные солдатики сухопутных войск Сил самообороны Японии делают 180 выстрелов в год, в месяц — 15 выстрелов, а воздушные войска и морской флот — раз в три года занимаются стрельбой. Соотечественники, что вы думаете по этому поводу?

 
28 год периода Хэйсэй, 4 марта
Экисуйкан Иайдо
Хаясидзаки Мусодзикидэн Эйсинрю Сэйдэн Иайдо
Сохан, 10 дан, Вакаура Дзиро Ютэцу